|
||
Разорванная Башкирия: пути к возрождению |
||
РАЗДЕЛ 1
ПРИЗРАК «УФИМСКОЙ АТЛАНТИДЫ»: КАК ОН СОЗДАЕТСЯ
От автора
РАЗДЕЛ 2
ПИРАМИДА НЕНАВИСТИ
От автора
Главный вопрос |
Политика есть искусство возможного.
Орлов напрасно представляет читателю, будто башкиры «были вытеснены» из
центра и севера Уфимской губернии, и поэтому эти районы перестали быть
Башкирией [1, с.51]. Никуда они не вытеснялись, хоть их и старались
вытеснить, они остались жить там, где веками жили и до сих пор живут [А.З.Асфандияров].
Башкирия осталась Башкирией. Чересполосица объясняется именно
особенностями крестьянской колонизации, обусловленными вотчинным правом
башкир на землю [Б.Х.Юлдашбаев].
Кроме того, этот процесс шел в этих краях издавна, люди превыкли жить в
полиэтничном окружении, да и по менталитету башкиры-земледельцы уступали в
воинственности своим юго-восточным сородичам, что заметил В.И.Даль ещё в
середине XIX века [41] (тот самый, создатель «Толкового словаря…»).
Поэтому на роль Малой, то есть первоосновы для Большой Башкирии, годились
только территории, обозначенные таковыми А.Валидовым ещё в 1917 году.
Земли компактно проживающих, воинственных и наименее склонных к
компромиссам с переселенцами горных и степных башкир. Но от этого и
равнинные, и горные башкиры не перестали быть единым народом, башкирами, с
единым самосознанием и национальными интересами. А интересы эти упирались,
казалось бы, в неразрешимую дилемму:
1. Башкирам нужна была автономия, по возможности, более широкая. Даже
Валидов понимал, что независимость — это практически неосуществимая мечта,
возможная только для Малой Башкирии в конфедерации со всем Туркестаном и
Казахстаном, в случае полного развала России; для Большой Башкирии он
считал реальной только автономию [7, с.91]. Понимаете, не нравилась
башкирам неограниченая власть правительства, которое открыто заявляет
(устами П.А.Столыпина или самого Николая II, например) [64, с.202], что
желает их асимиляции и колонизации. А главное, не гарантирует их прав на
землю. Земельный вопрос касался каждого башкира, отнюдь не только кучки
национальных интеллигентов.
2. Большинство башкир устраивала только национально–территориальная
автономия, в отличие от казанских татар. Потому что их главная забота —
владение своей землёй, а не сохранение своей национальной идентичтости в
российских городах, как у последних. Это ясно проявилось на всех съездах
мусульман России [58]. У башкир не было диаспор, многочисленного слоя
купцов, ремесленников, официантов в ресторанах, как у татар. Они считали:
будет у них земля — будет и идентичность.
3. Но имено чересполосица резко затрудняла реализацию
национально-териториальной автономии. Культурной — еще представимо, а
территориальной, с вотчинным правом на землю — каким образом? Ведь живут
они чересполосно с людьми, таковым правом не обладающими, и часто
занимающими участки, которые башкиры желали вернуть в качестве
собственных, вотчинных? Конфликт интересов казался неразрешимым.
В горячке Революции людям приходили в голову самые удивительные идеи.
Предлагались (Валидов, в частности, предлагал) весьма жесткие планы по
«обмену» — повторному переселению немусульманских переселенцев обратно в
Россию, либо на земли башкир, оказавшихся за пределами Республики
Башкурдистан, а на их место в означенной Республике заселить тех самых
самарских, саратовских, сибирских башкир (Валидов предлагал еще
толерантней — мусульман вообще). Но что интересно — по плану, касался
данный обмен только «новых русских», «новоселов», переселившихся в
Башкирию «после 20 апреля 1898 года» (в другом варианте — только после
1914 года) [17, с.115]. Остальным предлагалось образовать в пределах
автономии собственные «кантоны» по образцу башкирских, тептярских,
мишарских. Т.е. такие же общины, с подобием вотчинного права на землю [17,
с.95]. Думаю, что веке в восемнадцатом, или даже до 1861 года, подобная
идея встретила бы горячее одобрение «старых русских» крестьян. Сибирские
крестьяне, например, просили в свое время императрицу записать их «в
инородцы» (а ведь сибирским инородцам жилось много тягостней башкир!) —
ясак казался русским в то время значительно легче собственных податей и
повинностей (о крепостных даже не говорю).
Но теперь на дворе стоял ХХ век, другие понятия, другие реалии. Тем более,
— Смутное время, когда крестьяне, наоборот, смутно мечтали получить не
уступки от любого правительства, автономного или центрального, а все
сразу: «землю — тем, кто ее обрабатывает!» (эсеры, В.И.Ленин). Насколько
их мечты были осуществимы, рассудила история. Насколько реализуем на
практике был валидовский план «обмена», — также можете судить сами. Но
масла в огонь нараставшей враждебности между «коренными» и «пришлыми» он
подлил. Столь негативно оценил этот утопический прожект не Орлов, а
профессор М.М.Кульшарипов [13, с.23].
Но если говорить о жестокости, то все стороны, участвовавшие в Гражданской
войне, предложили не менее жестокие и утопичные планы. И если говорить
честно, что бы Вы предложили, читатель, на месте башкирских лидеров в
столь головоломной ситуации? Как еще распорядиться с землей, как оформить
автономию (это минимум) или конфедерацию (это максимум), чтобы все
остались довольны?
Что до утопичности, — именно такой «обмен» населением состоялся в 1922
году в Турции между турками Греции и греками Турции, завершив страшную по
проявленному с обеих сторон садизму греко-турецкую войну. Общее количество
«беженцев по договоренности» составило около миллиона человек. В
колоритном турецком городе Конья мне показывали бывший греческий район —
самый большой в городке, спокойно рассказывая эту трагическую, но
характерную для начала двадцатых годов историю. Но самое главное
заключается в том, что в Башкортостане этот проект даже не попытались
реализовать, он так и остался в головах башкирских политиков. В жизни их
занимали совсем другие проблемы.
Греков убивали и выселяли именно как греков. Башкирские националисты и не
думали переселять русских только за то, что они русские — переселить
желали только и исключительно «новых русских», и то не всех. Кто же такие
«новые русские»4?
|